Поршень дизеля 2А-9ДГ тепловоза ТЭП70

Поршень составной конструкции состоит из стальной головки 6 и алюминиевого тронка 11, скрепленных четырьмя шпильками 1 с гайками 16. Такая конструкция позволяет применять для головки поршня сталь с необходимыми жаропрочными свойствами, для тронка — антифрикционный алюминиевый сплав.

Рис. 1 Поршень
1 — шпилька; 2 — втулка; 3 — палец; 4 — кольцо стопорное; 5 — кольцо уплотнительное; 6 — головка; 7 — кольцо компрессионное; 8, 9 — кольца маслосъемные; 10 — экспандер; 11 — тронк; 12 — втулка; 13 — стакан; 14 — пружина; 15 — проволока; 16 — гайка; а — полость охлаждения; б, в — отверстия

Головка поршня охлаждается маслом. Из верхней головки шатуна масло поступает в плотно прижатый к ней пружиной 14 стакан 13 и далее по отверстиям б в полость охлаждения а. Из полости охлаждения масло по каналам в стекает в картер дизеля. На режиме номинальной мощности температура головки над верхним компрессионным кольцом не превышает 190°С.

Рабочая поверхность тронка покрыта слоем дисульфида молибдена. В отверстия бобышек тронка установлен поршневой палец 3 плавающего типа. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами 4.

Компрессионные кольца 7, имеющие трапециевидное сечение, изготовлены из легированного высокопрочного чугуна с хромированной рабочей поверхностью. Маслосъемные кольца 8 изготовлены из легированного чугуна и размещены выше оси поршневого кольца, что обеспечивает хорошую смазку опорной части тронка. Нижнее маслосъемное кольцо имеет экспандер. Резиновое кольцо 5 препятствует вытеканию масла между головкой и тронком.