Положение об организации работы с книгой замечаний машинистов формы ТУ-137 в филиалах ОАО «РЖД»

1. Общие положения

1.1. Книга замечаний машинистов формы ТУ-137 (далее — книга замечаний) предназначена для учета, расследования и своевременного устранения замечаний, обнаруженных в пути следования, при производстве маневровой работы, нахождении на инфраструктуре ОАО «РЖД» работниками локомотивных бригад и бригад специального самоходного подвижного состава (далее — бригад ССПС):

  • нарушения в работе путевых устройств;
  • неисправности и повреждения пути, контактной сети, сооружений и других обустройств инфраструктуры;
  • неисправности подвижного состава;
  • наличие загрязнения и запесочивания рельс;
  • нарушения в технологии организации движения поездов и маневровой работы;
  • нарушения порядка пропуска поездов повышенной массы и длины;
  • невыполнения работниками железнодорожного транспорта своих должностных обязанностей;
  • применение экстренных торможений для предотвращения наезда на граждан, замечания по нарушениям гражданами требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
  • прием и отправление поездов по приказу дежурного по станции, диспетчера поездного;
  • проследование запрещающих маневровых светофоров по устному указанию дежурной по станции и следование по неиспользованному маршруту;
  • нарушение режима труда и отдыха локомотивных бригад, бригад ССПС (переотдых локомотивных бригад в пунктах оборота свыше 100% времени предшествующей работы,
  • нахождение на работе более 2-х часов от явки локомотивной бригады до отправления с грузовым поездом, нахождение локомотивной бригады, бригады ССПС на локомотиве от момента явки более 12 часов);
  • стоянка поезда у входного светофора с запрещающим сигнальным показанием;
  • простой готовой к производству работ снегоуборочной техники на станции;
  • нарушение технологии организации движения поездов (пропуск моторвагонных, пассажирских поездов по боковым и неспециализированным путям, непредусмотренных телеграфными указаниями);
  • другие нарушения безопасности движения поездов, создающие угрозу жизни людей.

1.2. Начальник эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, подразделения-балансодержателя ССПС, региональной дирекции скоростного сообщения) своим приказом (распоряжением) назначает лицо, ответственное за ведение книги замечаний.

1.3. Книга замечаний должна всегда находиться у дежурного по эксплуатационному локомотивному (моторвагонному) депо, пункту явки или смены локомотивных бригад в подразделениях дирекции инфраструктуры, дирекции по ремонту пути, региональной дирекции скоростного сообщения и вестись по форме журнала ТУ-137 (приложение N 1).

1.4. Замечания из книги замечаний регистрируются в региональной информационно-сигнальной системе учета, анализа и расследования нарушений безопасности движения по замечаниям машинистов и результатам расшифровки скоростемерных лент (далее — АСУ-НБД ЗМ) не позднее 12 часов после окончания поездки.

1.5. Книга замечаний должна быть пронумерована, прошита, количество страниц заверено подписью начальника эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо или подразделения-балансодержателя ССПС.

1.6. Записи в книге замечаний должны производиться разборчиво с левой стороны листа. Порядковые номера замечаний машинистов должны иметь сквозную нумерацию и начинаться с 1 января текущего года. В специально отведенной графе книги замечаний должны вноситься ответы на замечания по данным АСУ-НБД ЗМ. Разрешается распечатывание телефонограмм из АСУ-НБД ЗМ по замечаниям машинистов (факсограмм, телеграмм), ответы на них и хранение их в книге замечаний.

1.7. Книга замечаний с ответами на замечания локомотивных бригад, бригад ССПС хранится один год, по истечении которого уничтожается в установленном порядке.

2. Организация работы по устранению нарушений, отмеченных в книге замечаний

2.1. Локомотивная бригада, бригада ССПС в случае выявления в процессе работы замечаний, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения, обязана немедленно доложить об этом по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному с указанием фамилии машиниста (водителя ССПС), номера поезда, типа, серии и номера подвижного состава, места (километра, пикета, номера пути, при необходимости литера светофора, номера опоры контактной сети), даты, времени обнаружения и характера замечания.

2.2. Дежурный по железнодорожной станции, диспетчер поездной после получения сообщения от локомотивной бригады, бригады ССПС о выявленном нарушении обязаны принять незамедлительные меры по передаче оперативной информации в причастные подразделения (дежурным работникам причастных подразделений, служб и дирекций) для расследования и оперативного устранения нарушений.

2.3. При получении информации о нарушении работниками требований безопасности движения при нахождении на железнодорожных путях руководители причастных подразделений принимают меры в соответствии с Положением об организации в ОАО «РЖД» работы по системе информации «Работник на пути», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 6 ноября 2013 г. N 2374р.

2.4. Машинист локомотива (моторвагонного подвижного состава, ССПС) после поездки (смены) и сдачи маршрутного листа машиниста должен произвести запись в книге замечаний по выявленным нарушениям, а также указать фамилию дежурного по железнодорожной станции или диспетчера поездного, которому была передана информация.

2.5. Машинист локомотива (моторвагонного подвижного состава, ССПС) после поездки (смены) на удаленной железнодорожной станции обязан по телефону передать замечание дежурному по эксплуатационному локомотивному (моторвагонному) депо, либо ответственному работнику, назначенному приказом (распоряжением) начальника эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо или подразделения-балансодержателя ССПС. Указанный работник обязан записать замечание в книгу замечаний и внести его в АСУ НБД ЗМ в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения.

2.6. Дежурные по пункту явки или смены локомотивных бригад, бригад ССПС, в тех пунктах, где локомотивными бригадами, бригадами ССПС производится сдача маршрутов, скоростемерных лент, кассет регистрации должны в течение одного часа после получения замечания машиниста, передавать их в основное эксплуатационное локомотивное (моторвагонное) депо, подразделение-балансодержателя ССПС, региональной дирекции скоростного сообщения) для дальнейшего ввода в АСУ-НБД ЗМ.

2.7. При невозможности передачи информации по системе АСУ-НБД ЗМ начальник эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, подразделения-балансодержателя ССПС в суточный срок обеспечивает передачу замечания телефонограммой или телеграммой в адрес руководителей причастных подразделений.

2.8. При получении информации о замечании машиниста, руководители причастных подразделений рассматривают и определяют меры и сроки по устранению нарушения. В трехсуточный срок с момента получения информации о замечании машиниста руководителями причастных подразделений проводится рассмотрение допущенных нарушений и ответ вносится в АСУ-НБД ЗМ работником, ответственным за работу с замечаниями машинистов.

2.9. В случае несвоевременного ввода полученного ответа на замечания машиниста в книгу замечаний, начальник эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, подразделения-балансодержателя ССПС, региональной дирекции скоростного сообщения проводит разбор с работником, ответственным за ведение книги замечаний и передачу замечаний.

2.10. В случае, когда руководитель подразделения, проведя расследование и разбор, считает, что переданное замечание в адрес его подразделения ошибочно, обязан в суточный срок переадресовать замечание подразделению, от которого введено замечание, используя средства АСУ-НБД ЗМ. Начальник эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, подразделения-балансодержателя ССПС при выявлении факта ошибки в определении первоначального виновного подразделения повторно направляет замечание в другое причастное подразделение.

2.11. В случае, если представленные по замечанию данные не позволяют провести соответствующее расследование по выявленному нарушению (невозможно идентифицировать объект, по которому обозначено нарушение; не обозначено собственно нарушение; замечание внесено с опозданием, не позволяющим провести расследование; в замечании отсутствует необходимая информация) подразделение, получившее замечание в АСУ-НБД ЗМ, вносит в базу данных мотивированный отказ, в котором должна быть указана причина по которой невозможно провести расследование, а так же указан перечень недостающих данных.

2.12. Работник, назначенный приказом (распоряжением) начальника эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, подразделения- балансодержателя ССПС ответственным за ведение книги замечаний машинистов, осуществляет составление еженедельных, ежемесячных и годовых отчетов по результатам работы с книгой замечаний (приложение N 3) и их передачу заместителям начальника железной дороги (по территориальному управлению), заместителю главного ревизора по безопасности движения поездов (по территориальному управлению) и в региональные дирекции: тяги, моторвагонного подвижного состава, инфраструктуры, по ремонту пути.

2.13. Информация о поступивших ответах на замечания машинистов доводится руководителем структурного подразделения до сведения локомотивных бригад, бригад ССПС на очередном производственном совещании локомотивных бригад, бригад ССПС по безопасности движения.

2.14. При отсутствии ответа на замечание машиниста в течение десяти дней (или в случае получения формального ответа) начальник эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, подразделения- балансодержателя ССПС, региональной дирекции скоростного сообщения направляет телеграмму начальнику причастного подразделения, не представившему ответ в установленные сроки или представившему формальный ответ, копию заместителю главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов (по территориальному управлению), заместителю начальника железной дороги (по территориальному управлению).

2.15. Формальным замечанием машиниста считается замечание, не соответствующее действительности.

2.16. Формальным ответом на замечание машиниста считается ответ без информации об устранении нарушения и принятых мерах.

2.17. По результатам анализа замечаний машинистов заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) и (или) заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов (по территориальному управлению) ежемесячно доводят информацию о проделанной работе и принятых мерах по просроченным и формальным ответам руководителей подразделений и региональных дирекций на производственных совещаниях с локомотивными бригадами, бригадами ССПС с заслушиванием объяснений руководителей подразделений, допустивших нарушения, и машинистов, внесших формальные замечания в книгу замечаний.
При отсутствии на производственном совещании заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению) и заместителя главного ревизора по безопасности движения поездов (по территориальному управлению) информацию по работе с книгой замечаний до сведения локомотивных бригад, бригад ССПС доводит руководитель соответствующего подразделения.

3. Контроль за устранением замечаний, выявленных локомотивными бригадами, бригадами ССПС

3.1. Заместитель начальника эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, подразделения-балансодержателя ССПС, региональной дирекции скоростного сообщения ежесуточно (в выходные и праздничные дни, согласно графиков дежурств) контролирует ведение книги замечаний, о чем делает в ней соответствующую отметку с указанием даты и проставлением подписи.

3.2. Руководитель эксплуатационного локомотивного (моторвагонного) депо, а также подразделения-балансодержателя ССПС осуществляет ежедекадный контроль за своевременной и точной передачей информации по замечаниям машинистов в адрес причастных подразделений и порядком ведения книги замечаний, о чем делает в ней соответствующую отметку с указанием даты и проставлением подписи.

3.3. Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) и заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов (по территориальному управлению):

3.3.1. до 10 числа месяца, следующего за отчетным, совместно с руководителями структурных подразделений региональной дирекции тяги, моторвагонного подвижного состава, инфраструктуры, дирекции управления движением рассматривают итоги работы с книгой замечаний, своевременность принятия мер по устранению замечаний машинистов и представления ответов в АСУ-НБД ЗМ. Заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов (по территориальному управлению) готовит докладную записку на имя заместителя начальника железной дороги — главного ревизора по безопасности движения поездов для доклада начальнику железной дороги.

3.3.2. на совещаниях узловых рабочих групп докладывают по организации работы с книгой замечаний.

3.4. Начальник региональной дирекции тяги, моторвагонного подвижного состава, дирекции инфраструктуры:

3.4.1. ежемесячно в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет результаты работы по замечаниям машинистов и протоколы рассмотрения результатов работы по книге замечаний в функциональный филиал ОАО «РЖД»;

3.4.2. в срок до 7 числа отчетного месяца обобщает и направляют отчет о работе с книгой замечаний заместителю начальника железной дороги — главному ревизору по безопасности движения поездов;

3.4.3. ежеквартально направляет отчеты по работе с книгой замечаний первому заместителю начальника железной дороги и в Ситуационный центр
мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями для подготовки общесетевого анализа.

3.5. Первый заместитель начальника железной дороги и заместитель начальника железной дороги — главный ревизор по безопасности движения поездов совместно с руководителями региональных дирекций ежеквартально до 15 числа месяца рассматривают итоги работы с книгой замечаний, своевременность принятия мер по замечаниям, решению спорных вопросов и предоставления ответов в АСУ-НБД ЗМ.

3.6. Руководители Дирекции тяги, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, Центральной дирекции инфраструктуры в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, рассматривают итоги работы с книгой замечаний, своевременность принятия мер по замечаниям, качество замечаний и представления ответов в АСУ-НБД ЗМ подведомственными структурными подразделениями.

3.7. Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ежеквартально готовит анализ по работе с книгой замечаний. Анализ представляется в Департамент безопасности движения, Дирекцию тяги, Центральную дирекцию моторвагонного подвижного состава, Дирекцию скоростного сообщения, Центральную дирекцию управления движением и Центральную дирекцию инфраструктуры.

3.8. Работники ревизорского аппарата функциональных филиалов ОАО «РЖД» при проведении технических ревизий и проверок в подразделениях осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка ведения книги замечаний.

4. Порядок дополнительного премирования локомотивных бригад по результатам работы с книгой замечаний

4.1. Премирование работников локомотивных бригад, бригад ССПС производится в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в бюджете затрат филиала, на основании разработанных филиалами положений о дополнительном премировании за активную работу по выявлению нарушений, обнаруженных работниками в пути следования и маневровой работе, предусматривающие круг работников, порядок и размеры дополнительного премирования. Перечень рекомендованных замечаний указан в приложении N 2.