Осмотр и проверка узлов, оборудования и агрегатов тепловоза

Экипаж

При выезде из депо и смене бригад выполните следующие работы:

  • Осмотрите трубопроводы песочной системы, проверьте трубы песочниц, т.е. надёжно ли они закреплены, есть ли протёртые места, а резиновые наконечники находятся на установленном расстоянии от рельса;
  • Проверьте, нет ли трещин и сколов на витках пружин рессорного подвешивания, а также разрывов и выпучиваний его резиновых элементов;
  • В доступных местах осмотрите рамы тележек и убедитесь и отсутствии трещин и других дефектов, особенно в сварных швах;
  • Проверьте надежность крепления крышек букс, фрикционных гасителей колебаний. Особое внимание обратите на состояние шарнирных узлов соединений гасителей колебаний с буксами;
  • Тщательно осмотрите колёсные пары локомотива и убедитесь в том, что они не имеют неисправностей, эксплуатация с которыми запрещена. Правилами технической эксплуатации;
  • Осмотрите рычаги, тяги, триангели, скобы и предохранительные тросики рычажной передачи тормоза, проверьте прочность их крепления, наличие шайб и шплинтов;
  • Проверьте надежность крепления колодок к башмакам;
  • Проверьте и при необходимости установите требуемый выход штоков тормозных цилиндров;
  • Проверьте правильность включения межтепловозного соединения и правильность соединения рукавов тормозной системы (по окраске);
  • Тщательно проверьте (перед выездом из депо) исправность ударно-тяговых приборов, подвижность замков, действие расцепного привода, исправность предохранителя. подвижность автосцепки в горизонтальном направлении;
  • Тщательно проверьте надёжность крепления кожухов тяговой передачи, осевого подшипника к корпусу тягового электродвигателя, крышек насоса, а также надёжность крепления токоведущих частей и подвески силовых кабелей;
  • Проверьте, имеются ли пломбы на пусковых кранах установки пенного пожаротушения.

Пульт управления и аппаратная камера, аккумуляторная батарея

Выполните следующие проверки и осмотры:

  • Проверьте нулевое показание всех приборов и установите даты последних проверок, нанесённые на шкалы контрольных приборов;
  • Проверьте исправность механической блокировки барабана реверсора. Рукоятка реверсора не должна переводиться, если контроллер установлен на рабочей позиции;
  • Осмотрите скоростемер, проверьте установку скоростсмерной ленты, качество писцов, отсутствие заеданий в пишущих механизмах скоростемера Сверьте время и заведите часы;
  • Проверьте исправность привода реверсора поочередным нажатием на якоря электропневматических вентилей;
  • Осмотрите поездные контакторы, нажатием на якоря электропневматических вентилей убедитесь в четкости срабатывания контакторов. Проверьте состояние крепления контакторов;
  • Проверьте надёжность электрических соединений в электромагнитных контакторах и реле. Осмотрите контакты главных и вспомогательных цепей;
  • Осмотрите резисторы, убедитесь в отсутствии перегоревших витков. Проверьте надёжность крепления и целостность трубок, регулирующих поясков и проводов;
  • Убедитесь в отсутствии грязи и пыли на токоведущих и изолированных частях аппарате и электронных устройств;
  • При необходимости проверьте последовательность включения электроаппаратов согласно таблице, приведенной на электрической схеме тепловоза;
  • Проверить напряжение на аккумуляторной батарее должно быть в пределах 57-60В, но не менее 46 В;
  • Проверяем работоспособность аккумуляторной батареи. Для этого включаем прожектор, калорифер, топливоподкачивающий насос, при этом напряжение на БА должно понизиться не более чем на 4В от первоначального.

Электрические машины

  • Проверьте на ощупь нагрев подшипников электрических машин;
  • Откройте смотровые люка и осмотрите коллектор тягового генератора. Поверхность коллектора должна быть гладкой, полированной, от светло-коричневого ли тёмно-коричневого цвета с глянцевым блеском. Продуйте коллектор сухим сжатым воздухом. Убедитесь, что щетки свободно перемещаются в обоймах щёткодержателя и износ их не превышает допустимой величины.
  • Убедитесь в отсутствии грязи и щёточной пыли между коллекторными пластинами и на других токоведущих и изолированных частях электрических машин; не допускайте эксплуатации электрических машин с оплавлением петушков, оплавлением и подгаром электрических коллекторных пластин, наволакиванием меди в межламельном промежутке;
  • Закройте все смотровые люки после осмотра электрических машин;
  • Проверьте крепление двухмашинного агрегата и синхронного подвозбудителя, состояние коллекторов и щеток, плотность соединений токоведущих частей. Проследите, чтобы под двухмашинным агрегатом и синхронным под возбудителем не было пыли, грязи и посторонних предметов.
  • Проверьте положение заслонок на каналах охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей (соответствующие погодным условиям).

Дизель и системы

При выезде из депо выполните следующие работы:

  • Проверьте уровень масла в картере по маслоуказателю. Уровень масла должен быть между метками маслоуказателя.
  • Проверьте уровень топлива в баке. Действительное количество топлива определяется как средне арифметическое замеров с левой и правой сторон топливного бака;
  • При осмотре топливной аппаратуры убедитесь в том, что все пальцы поводков тяг управления находятся в зацеплении с рейками топливных насосов, а упоры реек запломбированы. Лёгким нажатием на регулирующую рейку проверьте, нет ли заеданий плунжера во втулке и рейки в корпусе насоса;
  • Проверьте наличие пломбы на реле давления масла. Убедитесь в отсутствии трещин на маслоподводящих трубках и отсутствие течи масла в местах их присоединения к реле;
  • Нажатием на кнопку выключателя проверьте срабатывание механизма аварийного выключения дизеля. Поворотом рукоятки вправо восстановите рабочее положение механизма;
  • Проверьте действие механизма выключения десяти топливных насосов левого ряда и пяти топливных насосов правого ряда кратковременным нажатием на якоря элекгропневматических вентилей ВП6 и ВП9. При этом должно наблюдаться четкое срабатывание механизма и движение тяг в сторону выключения подачи топлива насосами;
  • Осмотрите регулятор частоты вращения. Проверьте наличие пломб на корпусе регулятора. Установите уровень масла при работающем дизеле, который должен быть не выше 5 мм и не ниже 10 мм метки маслоуказателя;
  • Убедитесь в том, что черняк валоповоротного механизма не находится я зацеплении с черничным венцом ведущего диска муфты привода генератора;
  • Осмотрите фильтры непрерывного действия. Проконтролируйте уровень масла по масломерному стеклу. Уровень масла должен быть между рисками масломерного стекла. Поворотом рукоятки привода установите жалюзи и дверку корпуса фильтра в положение, соответствующее атмосферным условиям;
  • Тщательно осмотрите резиновые рукава подвода воздуха к турбокомпрессорам. Не допускайте к эксплуатации рукава, имеющие разрыв;
  • Проверните рукоятки фильтра грубой отчистки масла на три полных оборота по часовой стрелке при остановленном дизеле.

Агрегаты вспомогательного оборудования и их приводы

Выполните следующие осмотры и проверки:

  • Осмотрите компрессор, убедитесь в отсутствии течи масла по фланцевым соединениям и соединениям маслоподводящего трубопровода. Проверьте уровень масла в картере. Уровень масла должен быть между метками маслоуказателя. После проверки маслоуказателя поставьте на место. Проверьте наличие пломб на предохранительных клапанах компрессора, состояние и
    натяжения ремня клиноременной передачи;
  • Проверьте крепление всех редукторов, убедитесь и отсутствии течи масла из штуцеров подвода и сливных пробок;
  • Проверьте состояние валопроводов карданных; валов, пластинчатых муфт и креплений ограждении валопроводов;
  • Осмотрите пневмопривод вентилятора холодильной камеры, убедитесь в отсутствии утечек масла и воздуха из штуцеров подвода «трубопроводов;
  • Проверьте соответствие положение люков на коллекторе вентилятора холодильной камеры погодным условиям;
  • Проверьте крепление промежуточной опоры, корпуса подшипников, натяжение ремней клиноременной передачи привода синхронного подвозбудителя;
  • Проверьте, нет ли заеданий в приводах жалюзи;
  • Осмотрите рабочее колесо вентилятора холодильной камеры, убедитесь в отсутствии трещин на лопастях и особенно в месте расположения сварных швов;
  • Проверьте правильность работы автоматического прямодействующего и вспомогательного тормозов (руководствуясь действующей инструкцией).

Проверка действия электроаппаратуры при неработающем дизеле. (Секвенция)

Проверните аппаратуру с постов управления крайних секций, для чего па всех секциях включите:

  • Разъединители аккумуляторной батареи;
  • Автоматы: «Работа дизеля», «Топливный насос», «Пожарная сигнализация», «Жалюзи», тумблер «Управление переходом».

Включением тумблера «Маслопрокачивающий насос» на каждой секции проверьте работу электродвигателя маслопрокачивающего насоса.

На секции, из которой производится проверка:

  • Проверьте работа топливоподкачииающих насосов включением тумблеров ТН1, ТН2. ТНЗ. по манометрам систем дизеля проверьте давление топлива;
  • Включите автомат «Управление». тумблер«Управление тепловозом». установите рукоятку реверсивного механизма в положение «Вперёд» или «Назад» и рукоятку блокировки тормоза БУ в рабочее положение.
  • При нулевом положении контроллера нажатием кнопки маневровой работы, КМР проверьте включение реверсора, реле РУ4 и контактора КВ при замкнутых контактах РДВ и РУ2.
  • Установите тумблер «Управление холодильником» в положение «Ручное» и проверьте работу механизмов холодильной камеры включением соответствующих тумблеров.
  • Поочерёдным нажатием кнопок КПП и КН проверьте работу электропневматических клапанов песочниц.
  • Включите тумблер проверки пожарной сигнализации, при этом должны включиться сигнальные лампы в кабинах крайних секций и звуковые сигналы на всех секциях.
  • Для приведения системы в исходное состояние отключите тумблер.

Пуск дизеля

Работы, связанные с пуском дизели, выполняйте в такой последовательности:

  • Включите разъединители аккумуляторных батарей на всех секциях;
  • На задних стенках кабин всех секций включите автоматы: «Работа дизеля», «Топливный насос»,«Жалюзи». «Пожарная сигнализация»;
  • Тумблеры маслопрокачивающих насосов (ОМН) всех секций установите в положение Выкл. (автоматическая прокачка).
  • ​ Установите тумблер ПКР на правых аппаратных камерах крайних секций в положение 3-й секции.

В кабине машиниста, из которой производится пуск дизеля:

  • Установите реверсивную рукоятку в одно из рабочих положений «Вперед» или «Назад»;
  • Убедитесь, что контроллер установлен на нулевую позицию;
  • Включите автомат «Управление»;
  • Включите блокировочное устройство КУ;
  • Подайте команду о провороте валов дизеля.
  • Поочередно кратковременным нажатием кнопок «Запуск I», «Запуск 2», проверните коленчатые валы дизеля;
  • Включите тумблера «Насос топливный 1», «Насос топливный 2»;
  • Подайте команду о пуске дизеля;
  • Нажмите и отпустите кнопку пуска дизеля соответствующей секции, после чего пуск дизеля происходит автоматически.

Немедленно после пуска дизеля откройте кран и выпустите воздух из масляной системы.

Если дизель не начал работать с первой попытки повторно пускать нужно через 1-2 мин.

В процессе пуска контролируйте работу дизели на слух, для чего вначале производите пуск дизеля крайней ведомой секции, затем средней и ведущей крайней.

В случае появления посторонних шумов или стуков немедленно прекратите пуск и выясните причины ненормальной работы.

Не допускайте разряда аккумуляторной батареи многократными попытками пуска дизеля до устранения неисправности, если первые два-три пуска оказались безуспешными.

Осмотр после пуска дизеля

Прежде чем приступить к осмотру узлов и агрегатов тепловоза после пуска дизеля, проверьте показания дифманометра. Нормальное разрежение в картере должно быть 98-588 Па. При возникновении в картере давления (вместо разряжения) дизель немедленно остановите и выясните причину.

Обратите внимание на правильность показаний контрольно-измерительных приборов, расположенных на пульте управления и в дизельном помещении. Проверьте ток зарядки БА, который сразу после запуска должен быть не более 150А, а через 15-20 минут работы дизеля в пределах 20-25А зимой и летом.

Проверьте работу дизеля, тягового генератора и вспомогательного оборудования на слух. При обнаружении посторонних шумов и стуков дизель остановите для выяснения причин. Проверьте плотность закрытия всех смотровых люков дизеля, люков выпускного коллектора. Через смотровые стёкла маслосборников убедитесь в нормальной прокачке масла через подшипники турбокомпрессоров.

Осмотрите центробежный фильтр масла убедитесь в его работе через прозрачный лючок.

При осмотре топливной аппаратуры проверьте, нет ли течи топлива в соединениях трубопроводов и по прокладке между корпусом насоса и топливным коллектором. Течь трубок высокого давления и пропуск газов в месте установки форсунки не допускается. Убедитесь в отсутствии течи.

Осмотрите водяные насосы дизеля и убедитесь в отсутствии течи по уплотнениям валов. (Допускается каплепадение воды через уплотнения не более 100 капель и минуту)

Масляный трубопровод осмотрите и убедитесь в отсутствии течи масла через все виды соединений. Особое внимание обратите на состояние резинотканевых рукавов. Не допускайте эксплуатации системы с рукавами, имеющими выпучивание и трещины до корда.

В случае обнаружения течи воды или масла по фланцам водомасляного теплообменника равномерно подтяните гайки по всему периметру.

Убедитесь в отсутствии, течи масла из корпусов фильтров грубой и тонкой отчистки масла.

Холодильную камеру тепловоза осмотрите и убедитесь в отсутствии течи по секциям холодильника и коллекторам. Проверьте все соединения трубопроводов водяных систем.

Устраните имеющиеся течи подтяжкой соединений. Осмотрите фильтры непрерывного действия, проверьте соответствие положения рукоятки и заслонки воздушного канала, атмосферным условиям.

Прогревайте дизель до температуры воды и масла 40° С на восьмой позиции контроллера.

Порядок эксплуатации тепловоза

Трогание тепловоза, управление и контроль параметров силовой установки:

До начала работы дизеля под нагрузкой температура воды и масла должна быть не ниже 40 С.

Перед выходом тепловоза под поезд:

  • Проверьте действие песочниц;
  • Убедитесь в том, что краны пневматической системы находятся в рабочем положении;
  • Включите и убедитесь в исправности радиостанции, АЛСН и ДПБ;
  • Убедитесь в исправности автоматического и вспомогательного тормозов согласно действующей инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава;
  • Убедитесь в том. что выключатели всех тяговых электродвигателей включены.

Трогание поезда с места:

Трогание поезда с места производите плавно, не допуская боксования колёсных пар тепловоза.

Наибольший допустимый ток тягового генератора при трогании и разгоне не должен превышать 6000 А.

Время, в течении которого тяговые электродвигатели могут находится под нагрузкой, если тепловоз не трогается с места, не должно превышать 10 секунд.

При неисправности тягового электродвигателя отключите его на нулевой позиции соответствующим отключателем ОМ. При этом обязательно отключите автомат АУР. Не разрешается отключать более одного тягового электродвигателя на секции, длительный ток при этом должен быть не более 3500 А.