Общие сведения о неисправностях электрических цепей тепловоза ЧМЭ3 и ЧМЭ3Т

К основным неисправностям в электрических цепях относятся:

  1. нарушение нормального контакта в подвижных соединениях вследствие подгара контактов (как силовых, так и блокировочных), ослабления или излома притирающей пружины, излома или перекоса подвижного контакта;
  2. обрыв или отпайка проводов, соединительных перемычек и гибких шунтов; в) отключение автоматических выключателей-предохранителей или перегорание плавких предохранителей из-за перегрузки в цепи.

Любая из вышеуказанных неисправностей приводит к размыканию цепи питания катушки контактора (реле, вентиля), в результате чего данный аппарат не может включиться (или выключается, если он был включен до возникновения неисправности).

В эксплуатации могут иметь место и чисто механические неисправности, влияющие на работу электрических машин и аппаратов (перекос якоря контактора, зависание щеток в обоймах щеткодержателей электрических машин, ослабление болтового крепления кабеля или провода из-за тряски и т. д.), а также нарушение изоляции проводов и замыкание на корпус в силовой или низковольтной цепи.

Задача машиниста — прежде всего установить, в какой именно цепи возникла неисправность, а затем, пользуясь определёнными методами, отыскать причину неисправности и устранить ее. Для этого машинист должен хорошо знать не только исполнительную электрическую схему тепловоза, но и расположение всей электрической аппаратуры (контакторов и реле, их блокировок, автоматических и плавких предохранителей, панелей зажимов, резисторов, диодов, розеток и т. д.), а также последовательность включения всех аппаратов.

В случае размыкания цепи из-за плохого контакта машинист устраняет неисправность зачисткой контактных поверхностей или сменой подвижного контакта. Сильные подгары и наплывы на контактах устраняются личным напильником, слабые подгары — стеклянной бумагой или полотном. Серебряные контакты разрешается зачищать только салфеткой, смоченной в бензине. Запрещается для зачистки контактов применять наждачную бумагу. Оборванный провод (перемычку, шунт) присоединяется к соответствующему зажиму, ослабшее болтовое соединение закрепляется. Перегоревшая плавкая вставка предохранителя заменяется.

Если из-за недостатка времени отыскать и устранить причину неисправности не представляется возможным, то в качестве временной меры разрешается восстановить оборванную цепь постановкой перемычки определенного сечения между соответствующими проводами.

Устранять неисправность следует при строгом соблюдении правил техники безопасности (в частности, восстанавливаемая цепь до постановки перемычки должна быть дополнительно разомкнута каким-либо выключателем).

Перед отысканием неисправности машинист должен проверить общий «плюс» и общий «минус» цепей управления, т.е. установить наличие напряжения на общем плюсовом проводе 202 и убедиться в том, что плавкая вставка предохранителя П100стоящего в общей минусовой цепи, цела. Состояние предохранителя П100 можно проверить включением любого потребителя в цепях освещения (например, включить свет в кабине машиниста). Если лампа горит, то предохранитель П100 исправен.
Известно, что после включения рубильника аккумуляторной батареи ОБА и автомата АВ220 должен включиться контактор КУ (режимный переключатель «Управление» находится в положении «Один тепловоз»). Машинист может проверить положение контактора КУоткрыв двери аппаратной камеры. Если контактор включен, то надо убедиться в наличии напряжения на проводе 202 (например, включить вручную реле боксования РБ1 или РБ2 — должна загореться сигнальная лампа ЛСБподключенная к проводу 202). Если лампа не загорается, то силовые контакты контактора КУ подгорели (или перекошен якорь контактора), т. е. при включенном контакторе напряжение на проводе 202 отсутствует. Находясь за пультом управления, машинист может нажать на кнопку КНЗС (включение звукового сигнала также свидетельствует о наличии напряжения на проводе 202)Возможны и другие варианты проверки.

Если же контактор КУ не включен, то нарушена цепь питания его катушки между проводами 200 и 100 (в том, что провод 200 находится под напряжением, можно убедиться по показанию вольтметра цепей управления). На этом участке обрыв цепи возможен в следующих местах: контактах автомата АВ220контактах ПСМЕ6 переключателя «Управление» и на выводах самой катушки.

Состояние контактов автомата АВ220 проверяется постановкой переключателя «Управление» в положение «Наружный источник». Если при этом включается контактор КНИкатушка которого подключена к проводу 220то автомат АВ220 исправен. Если же контактор КНИ не включается, то необходимо проверить, не оборваны ли подводящий провод 200 возле неподвижного контакта автомата АВ251 или перемычка между неподвижными контактами автоматов АВ220 и АВ251Если восстановить контакт у автомата АВ220 или режимного переключателя «Управление» (для этого рекомендуется несколько раз включить и выключить автомат или переключатель) не представляется возможным, то ставится перемычку из провода диаметром 0,25 мм, соединяя провода 200 и 220 (на панели автоматов) или 220 и 209 (на переключателе). Оборванный провод возле катушки присоединяется к ее выводу. В случае перегорания самой катушки разрешается в качестве временной меры соединить силовые контакты контактора КУ искусственно (например, поставив между ними электрощетку). По прибытии в депо сгоревшую катушку контактора следует заменить.

Обрыв в самой катушке (без внешних признаков ее повреждения) также случается в эксплуатации. Эту неисправность можно обнаружить, пользуясь контрольной лампой. Перед отысканием неисправности с помощью контрольной лампы проверяется целостность самой лампы, включив рубильник аккумуляторной батареи и подсоединив провода от лампы к плюсовому и минусовому ножам рубильника ОБА.

Убедившись в исправности контрольной лампы, провода от нее подсоединяются к выводам катушкиЕсли лампа горит, а контактор (реле) не включается, то обрыв находится в самой катушке, так как плюсовый и минусовый участки цепи питания катушки целы. Если же лампа не горит, то цепь может быть оборвана в плюсовом или в минусовом участке. Исправность плюсовой части цепи проверяется присоединением одного провода от лампы к плюсовому выводу катушки, а другого — к минусовому ножу рубильника батареи. При исправности этого участка лампа горит, а при обрыве в нем нет.

Проверку самой катушки и ее минусовой цепи удобнее производить, предварительно разомкнув каким-либо выключателем плюсовый участок цепи. Затем один провод от лампы присоединяют к плюсовому ножу рубильника батареи, а концом другого поочередно касаются выводов катушки. Загорание лампы при подсоединении к минусовому выводу свидетельствует об исправности минусовой цепи. Если при подсоединении свободного провода к плюсовому выводу катушки лампа загорается, то включающая катушка исправна (возможно даже притяжение якоря аппарата к сердечнику).

«Плюс» и «минус» катушки определяют по номерам присоединяемых к ней проводов, а также по накалу лампы: при проверке плюсового (минусового) участка цепи лампа горит ярко, а при проверке целостности катушки накал лампы значительно меньше, так как протекающий по ней ток уходит на «минус» аккумуляторной батареи через катушку.

При дальнейшем рассмотрении неисправности предполагается, что контактор управления КУ включен, а предохранитель П100 исправен, т.е. неисправность следует искать в цепях между общим плюсовым проводом 202 и общим минусовым проводом 100.