1. Общие положения


1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают меры личной электробезопасности локомотивных бригад при заезде маневровых или магистральных тепловозов (далее — тепловозов), дизель-поездов под контактную сеть, а также при осмотре крышевого оборудования электровозов и электропоездов и разработаны на основании и в развитие требований действующих Инструкций:

  • «Типовой Инструкции по охране труда для локомотивных бригад» N ЦТ-555, 1998 г.;
  • «Типовой Инструкции по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава» N ЦТ-535, 1998 г.;
  • «Типовой Инструкции по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов и дизель-поездов» ТОИ Р-32-ЦТ-728-99;
  • «Типовой Инструкции по охране труда для работников баз топлива и нефтепродуктов» ТОИ Р-32-ЦТ-835-01, 2001 г.

Методические рекомендации предназначены для машинистов и помощников машинистов тепловозов, электровозов и электропоездов, а также для слесарей ПТО, обслуживающих тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, для сливщиков-разливщиков нефтепродуктов.

1.2. Основными причинами ошибочного подъема машинистов и помощников машинистов на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску и электропоражения напряжением контактной сети являются:

  • неосмотрительность;
  • отвлечение внимания и усталость;
  • забывчивость и привычка подниматься на крышу при эксплуатации тепловозов на неэлектрифицированных участках железных дорог;
  • неправильное представление о габарите между крышей тепловоза и контактной подвеской;
  • недостаточная информация о порядке безопасного подъема на крышу тепловоза, особенно на вновь электрифицированном участке железной дороги или на вновь электрифицированном тракционном пути локомотивного депо;
  • халатность пострадавших.

Неосмотрительность и халатность являются основными причинами ошибочного подъема сливщиков-разливщиков нефтепродуктов на цистерны под неотключенную и незаземленную контактную сеть, а слесарей ПТО — на поставленный под контактную сеть тепловоз.