Масляная система ТЭП 70

Масляный насос дизеля

Назначение

Масляная система предназначена для подачи под избыточным давлением смазки в сопряженные узлы рабочих механизмов дизеля для поддержания в них жидкостного трения и охлаждения ряда его узлов.

Система состоит из двух частей:

  • внутренней, включающей в себя пути подвода масла внутри дизеля,
  • внешней, которая обеспечивает циркуляцию, охлаждение и очистку масла.

В данном случае, поскольку охладитель масла и фильтры расположены на дизеле и как бы органически связаны с ним, охлаждение и очистку правильнее отнести к внутренней части системы, рассмотренной в гл. II.

Устройство и работа системы

Схема трубопровода внешней части системы смазки тепловоза, состоит из маслопрокачивающего агрегата 10 и трубопровода с обратным клапаном 8, предназначенных для заполнения системы маслом перед пуском дизеля и подвода смазки ко всем трущимся его частям. Маслопрокачивающий агрегат включает в себя шестеренчатый насос с индивидуальным приводом о г электродвигателя типа П42М, получающего питание от аккумуляторной батареи. Насос засасывает масло из картера дизеля по трубопроводу 9 и подает его к дизелю через обратный клапан 8, фильтр грубой очистки 3 и охладитель 2. До пуска дизеля для надежной смазки его узлов агрегат должен проработать после нажатия кнопки 60 с и создать давление в самой отдаленной точке системы (в конце лотка) не менее 0,2 кгс/см2. После пуска дизеля трубопровод маслопрокачивающего насоса отключается от системы клапаном 8. При этом непосредственно от дизеля приводится масляный шестеренчатый насос, который обеспечивает циркуляцию масла через систему.

Рис. 1 Схема трубопровода масляной системы дизеля:

1 — дизель; 2 — охладитель масла; 3 — фильтр грубой очистки; 4 — колпачок-заглушка; 5 — вентили; 6, 7, 9 — трубопроводы; 8 — клапан обратный; 10 — агрегат маслопрокачивающий; 11, 12 — манометры (до и после фильтра грубой очистки); 13 — патрубок для установки датчиков температуры и давления масла на входе в дизель; 14 — трубопровод для отвода отстоя масла из ресивера; 15 — отсек топливного бака для отстоя масла; 16 — кран для слива отстоя масла и снимающее при температуре масла выше предельной (88°С) нагрузку с дизеля.

После остановки дизеля маслопрокачивающий агрегат автоматически включается и обеспечивает прокачку дизеля маслом в течение 60 с. На маслопроводе перед фильтром грубой очистки установлен терморегулятор, который в зависимости от температуры масла управляет режимом работы гидромотора вентилятора холодильника, обеспечивая заданную температуру масла, поступающего в дизель, путем изменения интенсивности охлаждения в воздуховодяных секциях второго контура циркуляции. До и после фильтра грубой очистки предусмотрены ответвления к манометрам соответственно 11 и 12, установленным на приборном щитке дизельного помещения. Манометры позволяют контролировать величину гидравлического сопротивления фильтра. Если перепад давления на фильтре превышает 1,5 кгс/см2, фильтр промывают или заменяют его фильтрующие элементы.

Заправку картера дизеля маслом производят через сливные трубопроводы 7 с любой стороны тепловоза или заливочную горловину поддизельной рамы. После заправки маслом включают агрегат 10, предварительно открыв краны на теплообменнике и фильтре грубой очистки, после появления масла их закрывают. При температуре наружного воздуха менее +8°С заправку производят непосредственно перед пуском дизеля маслом, подогретым до температуры 60—90°С (запрещается нагревать масло свыше 100°С).


Для слива масла из системы снимают заглушки 4 и открывают вентили 5. Для слива масла из картера открывают предусмотренные для этой цели вентили. Для отвода отработанного масла из ресивера предусмотрен трубопровод 14 с краном, по которому можно отводить масло в отсек (отстойник) 15, расположенный в топливном баке. Из отстойника масло периодически сливают через кран 16 наружу.

Масляная система контролируется и управляется рядом приборов. На трубопроводе после фильтра грубой очистки (до теплообменника) предусмотрено термореле (КРД-2). При повышении температуры масла выше установленной термореле посылает импульсы электропневматическому клапану, открывающему жалюзи охлаждающего устройства дизеля. Понижая или повышая степень охлаждения воды в водовоздушных секциях, обеспечивают понижение или повышение температуры масла, проходящего через теплообменник. На выходном трубопроводе охладителя масла 2 также имеется защитное термореле (КРД-2), контролирующее температуру масла на входе в ди-зель и снимающее при температуре масла выше предельной (88°С) нагрузку с дизеля. На пультах управления передней и задней кабин расположены электротермометры и электроманометры, показывающие соответственно температуру и давление масла на входе в дизель. Кроме того, на пультах управления передней и задней кабин имеются также электроманометры, показывающие давление масла в масляной системе на входе в дизель второй секции при работе тепловоза двумя секциями. Электроманометр во второй секции тепловоза показывает давление масла на входе в дизель первой секции.

На пультах управления передней и задней кабин расположены электротермометры и электроманометры, показывающие соответственно температуру и давление масла на входе в дизель. Кроме того, на пультах управления передней и задней кабин имеются также элсктроманометры, показывающие давление масла в масляной системе на входе в дизель второй секции при работе тепловоза двумя секциями. Электроманометр во второй секции тепловоза показывает давление масла на входе в дизель первой секции.

Рис. 2 Внутренняя масляная система дизеля:

1 — труба перетока масла из правого теплообменника к левому; 2 — труба подвода масла К правому охладителю масла; 3 — труба отвода масла от левого охладителя масла к левому масляному насосу; 4 — клапан для забора масла левым масляным насосом, 5 — клапан перепуска масла при повышенном давлении перед левым масляным насосом; 6 — рама; 7 — маслозаборник сетчатый с встроенным обратным клапаном; 8 — труба подвода масла к правому масляному насосу, 9 — фильтры масла центробежные; 10 — труба подвода масла к центробежным фильтрам; а, б, в — каналы; г — канал перетока масла от левого масляного насоса в фильтр грубой очистки масла; д — канал подвода масла к шлицевому валу привода насосов, е — каналы подвода масла к шарикоподшипникам и шлицевому валу водяного насоса, ж — канал подвода масла к шестерням привода насосов, з — центральный канал подвода масла к узлам движения; и — полость для слива масла из подшипников турбокомпрессора, к — канал подвода масла к подшипникам турбокомпрессора; л — каналы подвода масла к осям рычагов и гидротолкателям крышек цилиндров; м — канал подвода масла к толкателям топливных насосов; н — канал подвода масла к подшипникам распределительного вала; о — канал слива масла из поршней; п — канал в стержне шатуна; р — канал подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала; у, ф, ш, ч — каналы подвода масла к подшипникам и шестерням привода распределительного вала; щ — канал подвода масла из лотка распределительного вала к корпусу привода распределительного вала; ц — полость коленчатого вала для подвода масла к десятому коренному подшипнику; х — канал масляный в лотке, з — канал слива масла из полости верхней части крышки цилиндров в картер дизеля, ю — полость охлаждения и смазки поршневого пальца, я — каналы коленчатого вала