Гидромашина холодильника


Гидромашина аксиально-поршневого типа состоит из корпуса 1, в котором расположен вал 2, закрепленный на двух двухрядных бочкообразных роликовых подшипниках 31 и двух однорядных радиально-упорных шариковых подшипниках 7. Конец вала, выведенный через манжетное уплотнение 3, имеет шлицы, на которые насажены ведомые шестерни редуктора. К последнему прифланцован гидронасос. На шлицы вала гидромотора надето вентиляторное колесо.

Рис. Гидромашина типа МН-250/100

1 — корпус; 2 — вал; 3 — уплотнение манжетное; 4, 28 — втулки; 5, 26 — буксы; 6, 16 — пружины; 7 — шариковый подшипник; 8 — вкладыш; 9, 15, 17, 21, 33 — кольца уплотнительные; 10 — корпус блока цилиндров; 11 — шатуны; 12 — шайба компенсационная; 13 — поршни; 14, 30 — пробки; 18 — распределитель; 19 — крышка; 20 — болт; 22 — штифты; 23 — клапанная коробка; 24 — ось; 25 — блок цилиндров; 27, 32 — упоры; 29 — карданный вал; 31 — роликовый подшипник.

В корпусе 10 размещен блок цилиндров 25, в девяти расточках которого находятся бронзовые поршни 13, соединенные шатунами 11 через вкладыши 8 с фланцем вала 2. Шаровые головки шатунов соединены с сопряженными деталями посредством завальцовки. После завальцовки шатун в поршне и во вкладыше должен поворачиваться от усилия руки. Отклонения шатуна в поршне (на угол 5°) и вкладыше (35°) проверяют по калибру. Осевой люфт не должен превышать 0,2 мм во вкладыше и 0,04 мм в поршне под нагрузкой 10 кгс. Бронзовые поршни входят в цилиндры с зазором 0,025—0,045 мм, который следует строго соблюдать, так как при его увеличении будут нарастать утечки и падать к.п.д. гидромашины, а при уменьшении возможно заклинивание поршней от температурного расширения, приводящее, как правило, к разрушению гидромашины.


Блок цилиндров вращается на оси 24, центрируясь однорядным радиально-упорным шариковым подшипником. Посадка блока цилиндров выполнена с зазором 0,01—0,04 мм, что обеспечивает возможность ему самоустанавливаться и сохранять постоянное прилегание к торцу распределителя. При помощи несилового карданного вала 29 передается синхронное вращение от вала 2 к блоку цилиндров. Ось блока цилиндров отклонена от оси вала гидромашины на угол 30°. Таким образом, за один оборот вала каждый из девяти поршней совершает ход вперед и назад. Ось блока удерживается в крышке 19 болтом 20. Блок цилиндров постоянно прижат к неподвижному бронзовому распределителю 18 пружиной 16, а во время работы гидромашины прижат еще дополнительно силой, возникающей от давления рабочей жидкости на дно цилиндра.

Распределитель удерживается от проворота при помощи штифтов 22, входящих в его прорези. Выход штифтов над при-валочной поверхностью крышки следует строго контролировать. Малейший выход штифтов может привести при сборке к отжиму распределителя вместе с блоком и образованию зазора между крышкой и распределителем, что приводит к перетеканию на слив масла, подаваемого насосом, и падению давления в системе. Выходной вал гидромотора при этом будет оставаться неподвижным.

В центральные отверстия вала и блока цилиндров установлены бронзовые втулки 4 и 28, которые сопряжены со стальными буксами 5 и 26. В центральную расточку буксы 5 вставлен и может свободно перемещаться в осевом направлении упор 32, который при помощи пружины 6 прижат своей сферической поверхностью к шаровой поверхности карданною вала. Второй сферический конец карданного вала прижат к сопряженной поверхности бронзового упора 27, посаженного в расточку буксы 26. Для регулировки установки кардана служит стальная компенсационная шайба 12.

Маслораспределение организовано сочетанием неподвижного распределителя 18, имеющего два полукольцевых канала (приемное и отдающее), и вращающегося блока цилиндров 25 с девятью овальными окнами для прохода масла в цилиндры под поршни. Приемный и отдающий полукольцевые каналы распределителя соединены с нагнетательной и сливной полостями крышки 19 и соответствующими трубопроводами гидросистемы, подведенными к крышке.

На гидронасосе имеется клапанная коробка 23, которая защищает систему гидропривода от чрезмерного повышения давления. Клапанную коробку регулируют на максимальное давление 150—160 кгс/см2′.

Для предотвращения задира и перегрева трущихся деталей корпус гидромашин заполняют маслом выше блока цилиндров. Для залива и слива масла предназначены отверстия, закрытые пробками 14 и 30. При работе гидромашины ее внутренние полости непрерывно пополняются маслом за счет утечки через неплотности распределителя и зазоры между цилиндрами блока и поршнями. Утечки масла отводятся из внутренней полости гидромашины через штуцер, устанавливаемый вместо заливной пробки в сливной трубопровод гидросистемы.

Крышки корпуса, фланцы и пробки уплотнены кольцами 9, 15, 17, 21 и 33 из маслостойкой резины.

При работе гидромашины в качестве гидромотора, приводящего во вращение колесо вентилятора холодильника, рабочая жидкость (масло) по трубопроводу высокого давления поступает к крышке гидромотора, проходит ее и через полуколь-цевой канал распределителя попадает в цилиндры блока. Под действием давления масла перемещается поршень, передавая усилие через шатун на вкладыш вала. Поскольку это усилие направлено под углом к торцу фланца вала, возникают тангенциальные составляющие силы, приводящие во вращение вал, на который насажено вентиляторное колесо охлаждающего устройства. Вал гидромотора через карданный вал передает вращение блоку цилиндров, обеспечивая синхронность их работы. Цилиндры блока, проходящие мимо полукольцево-го канала в распределительном диске, связанного с полостью нагнетания, заполняются рабочей жидкостью. Во время второй половины оборота отработанная рабочая жидкость через второй полукольцевой канал в крышке вытесняется поршнями в сливную (всасывающую) магистраль гидросистемы. За один оборот вала каждый поршень совершает ход вперед и назад. Аналогично, но в обратном порядке осуществляется работа гидронасоса.