Автосцепка СА-3М

1, 7 – задний и передний упоры; 2 – поддерживающая планка; 3 – поглощающий аппарат; 4 – тяговый хомут; 5 – упорная плита; 6 – клин тягового хомута; 8 – ударная розетка; 9 – цепь расцепного привода; 10 – балочка центрирующего прибора; 11 – маятниковые подвески; 12 – державка рычага; 13 – расцепной рычаг; 14 – поддерживающий кронштейн;

Автосцепное устройство вагонного типа для восьмиосного подвижного состава

Автосцепка СА-3М 5 (рис. 11 ) отличается от СА-3 повышенной прочностью. У автосцепки увеличены размеры хвостовика по высоте и ширине. Применен замок с шарнирно закрепленной вставкой и ограничитель вертикальных перемещений 6 в нижней части малого зуба. Соединение автосцепки с тяговым хомутом выполнено посредством валика 1. Между валиком и автосцепкой установлен вкладыш 3. Валик удерживается от выпадения с помощью планки 2, проходящей через вырез в переднем упоре. В центрирующем приборе 7 находится подвижная плита с направляющими, опирающаяся на пружины. Для обеспечения сцепляемости в кривых участках пути небольшого радиуса установлены торсионы 4, соединяющие раму тележки с приливом центрирующей балочки 7. Автосцепка СА-3М не взаимозаменяема с СА-3.

Основные параметры автосцепного устройства.

  • Высота автосцепки над уровнем головки рельса – 980-1080 мм (у грузовых вагонов 950-1080 мм) – рис 12 размер h1;
  • Провисание автосцепки не более 10 мм (размер «h1» меньше «h2» не более 10 мм на рис.12);
  • Возвышение автосцепки не более 3 мм (размер «h1» больше «h2» не более 3 мм на рис.12);
  • Расстояние между хвостовиком автосцепки и розеткой по вертикали (размер «г» на рис.12) 25-40 мм для локомотивов и 20-40 мм для вагонов;
  • Расстояние между упором головы автосцепки и розеткой (размер «в» на рис.12) 70-90 мм для СА-3 и 120-140 мм для СА-3М;

Разница по высоте между продольными осями автосцепок допускается не более (рис. 13):

  • В грузовом поезде — 100 мм;
  • Между локомотивом и первым груженым вагоном грузового поезда — 110 мм;
  • В пассажирском поезде, следующем со скоростью до 120 км/ч — 70 мм;

  • В пассажирском поезде, следующем со скоростью 121-140 км/ч – 50 мм;
  • Между локомотивом и первым вагоном пассажирского поезда – 100 мм;
  • Между локомотивом и подвижными единицами СПС – 100 мм;
  • Между секциями локомотива – 50 мм;
    • Толщина перемычки хвостовика автосцепки СА-3 не менее 46 мм (рис.14);
    • Расстояние от кромки малого зуба до вертикальной кромки замка 2-8 мм;
    • Ширина клина тягового хомута не менее 89 мм, толщина не менее 30 мм, изгиб не более 3 мм;
    • Толщина поддерживающей планки тягового хомута не менее 14 мм (рис.10 поз.2);
    • Разница между высотами осей автосцепок по обоим концам секции тепловоза при выпуске из КР-1, КР-2 не более 15 мм, из других видов ремонта не более 20 мм (у грузового вагона не более 25 мм);

Проверка исправности механизмов автосцепки

  • Проверить состояние корпуса автосцепки на наличие трещин, изломов, недопустимых износов (рис.14);
  • Проверить фрикционный аппарат на наличие трещин, изломов, заклинивание (признаком заклинивания является наличие зазора между упорной плитой и нажимным конусом аппарата или свободное положение упорной плиты);
  • Проверить состояние и крепление клина тягового хомута, валика подъемника, поддерживающей планки, расцепного привода (рис.15);

  • Проверить правильность установки маятниковых подвесок (широкими головками вверху);
  • Проверить действие маятниковой подвески. При отклонении автосцепки в крайние положения она должна под действием собственного веса возвращаться в среднее положение;
  • Проверить свободный ход и подвижность замка и замкодержателя;
  • Проверить надежность перекрытия полочки верхним плечом предохранителя. Для этого вытянуть максимально замок из корпуса и втолкнуть обратно. Если замок не входит внутрь корпуса или его перемещение существенно ограничено, то верхнее плечо предохранителя соскочило с полочки.
  • Проверить действие автосцепки на саморасцеп. Для этого нажать правой рукой на замкодержатель, установив его в рабочее положение на 18-20 мм от поверхности зева. А левой рукой нажать на замок. Замок должен двигаться в пределах 7-18 мм, но не входить внутрь корпуса.

  • Проверить механизм автосцепки на удержание в расцепленном состоянии. Для этого повернуть левой рукой валик подъемника и увести замок внутрь корпуса. Правой рукой нажать на лапу замкодержателя, поставив его в рабочее положение на 18-20 мм от поверхности зева. Отпустить валик подъемника. Замок не должен выпадать из корпуса при нажатом замкодержателе.
  • Проверить соответствие длины цепи расцепного привода (рис.16). Для этого установить автосцепку так, чтобы расстояние от упора головы автосцепки до розетки (рис.12 размер «в») было 75±5 мм (у СА-3М — 120±5 мм). При невозможности уложить расцепной рычаг на полочку – цепь короткая. Если замок своей нижней частью выступает наружу относительно вертикальной стенки зева при положении рычага «на буфер» — цепь длинная.